Движение буксировщика осуществляется в обе стороны, средняя скорость буксирования 10 – 15 км/ч. При движении без буксируемого самолёта буксировщики могут развивать скорость до 27 км/ч. Самым главным свойством буксировщика является вес буксируемого самолёта, который может принять буксировщик, он зависит в первую очередь от веса самого буксировщика. Важно также и качество сцепления колёс буксировщика с покрытием. Оно зависит от площади контакта колёс и от состояния покрытия (сухое, влажное, лёд). Для лучшего сцепления колёса оставляют немного спущенными, что увеличивает площадь контакта с поверхностью. При работе на поверхности, покрытой льдом, на колёса надевают специальные металлические цепи, которые могут значительно увеличить сцепление колёс, но при отсутствии льда или снежного наноса их применение непозволительно, так как ими можно нанести существенный ущерб аэродромному покрытию. Использование буксировщиков возможно только на ровной и твёрдой поверхности, так как дорожный просвет у данного типа аэродромной техники мал. Буксирование самолётов большей массы, чем позволяет руководство по эксплуатации данного буксировщика, часто возможно, но чревато срезанием зубьев шестерен или другими механическими повреждениями.
Описание расчетной конструкции Аэродромный тягач БелАЗ-74211 имеет повышенную тягу на крюке, что позволяет ему буксировать практически все виды воздушных судов. Он имеет хорошую маневренность, которую создают поворотные оси колёс. На тягачах БелАЗ применена гидромеханическая трансмиссия, дающая им возможность надёжно преодолевать силу инерции самолёта в момент начала движения и тем самым плавно страгивать самолёт с места. Облегчение страгивания самолётов, а также уменьшение возможности буксования тягача при буксировании самолётов по мокрой, заснеженной или обледенелой территории аэродрома обеспечивается, кроме того, установкой на тягаче БелАЗ-74211 специального балласта (нижнего и верхнего), увеличивающего вес тягача и силу сцепления его колёс с аэродромным покрытием. Верхний балласт состоит из четырнадцати чугунных грузов, массой каждый 700 килограммов, в сумме 9800 килограммов. Установка балласта увеличивает массу тягача с 38000 до 47800 килограммов, что повышает сцепной вес на 25,7 % и увеличивает возможность буксировки самолёта от 210 до 264 тонн. Установка балласта производится специальным телескопическим краном UNIK UR-V232 c максимальной грузоподъёмностью 2,33 тонны, с максимальным вылетом стрелы до 8 метров. Кран установлен на специальной сварной раме. Балласт также устанавливается на сварную раму в пазы попарно по два груза в ряду. Возможна неполная загрузка балласта. При неполной загрузке балласт следует ставить, начиная с задней части, для сохранения центра тяжести и разгрузки передней оси, так как необходимо максимально уменьшить нагрузки на водило. Важной особенностью тягачей БелАЗ является установка на них дополнительных передней и задней кабин для технического состава, руководящего буксировкой. При этом в задней кабине имеется дублированное управление тягачом, позволяющее производить подъезд тягача к самолёту с высокой точностью. Передняя кабина водителя дает хороший обзор во всех направлениях за счёт того, что она приподнята над тягачом и имеет большую площадь обзорных стёкол. Всё это обеспечивает более безопасный подъезд к самолёту, повышает безопасность его буксировки и снижает вероятность повреждения самолёта тягачом.
|