Вероятностно-статистический метод определения взаимосвязей параметров конструкции машин выполняется по следующей схеме:
I. Сбор информации данных на основе технических характеристик машин, указанных в проспектах, каталогах, проектных документациях отечественных и зарубежных фирм, а также в других каких-либо литературных источниках,
2. Анализ статистической информации с целью установления (определения) функции аппроксимирующей корреляционные поля взаимосвязей параметров конструкции машин.
Вероятностно-статистический метод определения параметров машины позволяет создать конструкцию машины, работоспособность которой подтверждена опытом эксплуатации аналогичной машины в условиях производства материальных благ. Для инженера получение такой информации имеет огромное значение. При этом информация поступает в короткий срок и при малых затратах труда.
Как недостаток вероятностно-статистического метода определения параметров конструкции машины следует отметить:
- наличие разброса значений рекомендуемых параметров относительно математического ожидания (свойство статистической информации), что создает условия неопределенности по их взаимному выбору;
- отсутствие возможности оценки эффективности использования рекомендуемой конструкции машины в конкретных условиях эксплуатации без проведения специальных дорогостоящих экспериментов;
- отсутствие рекомендаций на определение ряда важнейших параметров машин, которые не рекламируются предприятиями изготовителями, и которые необходимы для оценки машины.
Экспертный метод оценки конструкций дорожно-строительных машин является процедурой мозговой атаки на основе статистической обработке мнения экспертов. Этот метод требует сложных организационных мероприятий и является достаточно трудоемким. При этом полученная информация не обладает достаточной полнотой, необходимой для проектирования перспективных образцов техники, из-за невозможности получения объективно обоснованней цифровой информации. В настоящее время применение этого метода целесообразно в случаях оценки структурных перспективных изменений конструкций машин или в случаях оценки каких-либо принятых решений на изменение конструкции машины с целью контроля их эффективности.
Критериальный метод определения параметров конструкций машин широко применяется в практике проектирования машин. Основой этого метода является целенаправленность процесса создания машины. Любое действие в этом процессе считается эффективным, если приводит к желаемым изменениям объекта. Невозможно представить себе ситуацию, в которой поставлена цель создать машину, обладающую худшими показателями, чем уже существующие. Вся система создания машин работает в целях создания более совершенных машин.
Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. В качестве критерия оценки используют обычно какой-либо показатель.
Показатель - величина являющаяся характеристикой какого-либо эффекта изучаемого объекта явления или процесса. В отличие от параметра показатель является производной величиной от параметров изучаемого объекта, явления или процесса. Оценка эффективности использования технического средства при выполнении какого-либо технологического процесса производится показателями, которые выражаются в относительных единицах, например, производительность, себестоимость полученной продукции, энергоемкость и др. Полный учет всех показателей при оценке возможен только путем применения специальных методов, которые подразделяются на многокритериальный и однокритериальный метод оптимизации.
|