Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


22.04.2008
Предельные усилия, воспринимаемые конструкцией рабочего оборудования бульдозера

Старший преподаватель Сердобов В.Б.
Кафедра Дорожно Строительные Машины
МАДИ (ГТУ)
 
 
При расчете на прочность какого-либо элемента металлоконструкции навесного оборудования составляют расчетную схему и определяют расчетные положения, при которых в рассчитываемом месте конструкции возникают максимальные напряжения или деформации. При решении такой задачи необходимо знание закона измене­ния величины максимально возможной нагрузки на рабочем оборудовании бульдозера в зависимости от места приложения и направления ее действия. Максимально возможная нагрузка на рабочем оборудовании определяется параметрами устройства подвода энергии к рабочему органу.
 
В большинстве случаев нагрузка на рабочем органе создается опорно-ходовым устройством тяга­ча, тяговые возможности которого зависят от неравномерности распреде­ления давления гусениц на опорную поверхность и наличия опрокидывающе­го и разворачивающего моментов, являющихся следствием величины, направ­ления действия силы со стороны препятствия и места ее приложения. Кроме того, при определении максимального значения нагрузки необходимо учитывать ограничения по опрокидыванию бульдозера относительно рёбер его опорного контура и ограничение по мощности силовой установки.
 

Бульдозер, схема сил

Рис. 1. Схема сил, воспринимаемых гусеничным бульдозером при встрече с препятствием 
 
 
В общем случае расчетная схема для определения максимальной наг­рузки на рабочем органе, реализуемой движителем гусеничного бульдозера, представлена на рис.1. Здесь приняты следующие обозначения: составляющие равнодействующей силы отпора Р на тягач состороны препятствия, действующие соответственно вдоль осей X, Y, Z. где - угол между равнодействующей силой Р и опорной поверхностью тягача, - угол между проекцией равнодействующей силы Р на опорную поверхность и осью X.XP, YP, ZP -координаты точки соприкосновения препятствия с рабо­чим оборудованием тягача. GX, GY, GZ - проекции веса бульдозера на оси координат соответственно X, Y, Z. Оси Х иY выбранной системы координат определяют плоскость опорной поверхности тягача. При наличии уклона опорной поверхности от­носительно горизонта в продольном и поперечном направлениях составляю­щие веса бульдозера с навесным оборудованием определяются формулами: где - угол продольного уклона, т.е. угол междуосью Х и горизонталь­ной плоскостью;  -угол поперечного уклона опорной поверхности, т.е. угол между осью Y и горизонтальной плоскостью.
 
 Составляющая веса, пер­пендикулярная опорной поверхности, xG, yG, zG - координаты центра тяжести тягача снавесным оборудо­ванием. q - нормальное давление элементарной площадки гусеничного тракана опорную поверхность. Размеры этой площадки: dx и dy, а х и у - коор­динаты ее положения. ? - угол между радиусом r возможной траектории движения элемента­рной площадки относительно препятствия и осью X.  - реактивная сила грунта на элементарную площадку гусеничного трака, ориентированная в направлении противоположном возможному движе­нию ее скольжения относительно опорной поверхности при условии поворо­та бульдозера относительно препятствия. Направление действия силы  пер­пендикулярно радиусу r, соединяющему точку встречи препятствия с цент­ром элементарной площадки (рис.1). t - продольная реактивная сила от грунтана элементарную площадку гусеничного трака, вызванная натяжением опорной ветви гусеницы при движении бульдозера. Величина силы t не меняется по длине гусеницы на уча­стках, где результирующая реактивная сила грунта на элементарную пло­щадку гусеницы не превышает предельной величины по условию скольжения относительно опорной поверхности. Точки А, A1, В, B1 - вершины прямоугольника опорного контура бульдозера. qA, qA1, qB и qB1 - нормальное давление гусеничного трака соотве­тственно в вершинах опорного контура бульдозера А, А1, В и В1. L и b - соответственно длина и ширина гусеницы. В - поперечная база бульдозера.
 
 Предельное состояние тягача рассматривается при равномерном движе­нии, поэтому силы инерции в расчетной схеме не учитываются. Учет этих сил предполагается при дальнейшем анализе максимальных нагрузок на ба­зе динамического расчета. При встрече бульдозера с препятствием в произвольной точке и под про­извольным углом в месте контакта его с конструкцией навесного оборудо­вания возникает сила, величина которой определяется ограничениями сис­темы двигатель - движитель - опорная поверхность. Такими ограничениями являются: предельная сила тяги, развиваемая двигателем бульдозера при движении со скоростью, соответствующей ступени коробки передач, т.е. условие дос­таточности мощности двигателя тягача; опрокидывание бульдозера относительно ребер АА1; ВВ1; АВ; А1В1 опорного контура гусенич­ного движителя; буксование гусеничного движителя по направлению проекции равнодейству­ющей силы отпора препятствия на опорную поверхность; разворот бульдозера относительно препятствия.
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта