Московский Автомобильно Дорожный Институт (Государственный Технический Университет) аспирант Гаглоев Д.А. профессор, канд. техн. наук, Кустарев Г.В. (Тезисы доклада на 66-й научно-методической и научно-исследовательской межвузовской конференции МАДИ.)
В настоящее время в мире наблюдается тенденция увеличения спроса на углеводородное сырье. За последние пять лет мировое сообщество увеличило объемы добычи нефти более чем в два раза, что привело к обострению вопросов, связанных с ухудшением экологической обстановки на планете. Основное загрязнение геологической среды происходит как в процессе добычи нефти, так и при ее транспортировке, хранении и переработке. Кроме того, существуют неучтенные источники нефтезагрязнений (бензоколонки, гаражи, отдельные предприятия, военные полигоны и т.д.), не включаемые в статистические показатели. Загрязнения почвенного слоя прибрежной полосы происходит вследствие попадания нефти в водное пространство. Это может результатом естественных выходов нефти в районах ее залегания. Но основные источники загрязнения связаны с человеческой деятельностью: нефтедобычей, транспортировкой, переработкой и использованием нефти в качестве топлива и промышленного сырья. Поскольку земельные ресурсы планеты ограничены, приведенная ситуация обусловливает интенсивный интерес к работам, связанным с ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов. В настоящее время имеется значительное количество методов снижения и ликвидации загрязнений почв и технических грунтов нефтью и нефтепродуктами. Выбор конкретного метода зависит от уровня загрязнения, состава нефти, давности загрязнения, свойств почвы, а также от ландшафтных и климатических условий. Как правило, необходимо применение комплекса методов. Изучая процессы восстановления нефтезагрязненных почвенных экосистем, многие исследователи обращают внимание на то, что обычные рекультивационные мероприятия имеют ряд недостатков - не всегда способствуют восстановлению почв и растительности и часто сами наносят долговременный вред природе. Актуальным является вопрос создания новой технологии процесса очистки грунта от нефтезагрязнений. Разработка новой перспективной концепции позволит ускорить процесс очистки, не приводя к дополнительным очагам загрязнений и не нарушая изначальную структуру почвы. Проблема очистки довольно обширная, поскольку количество типов грунтов и загрязнителей велико. Требуется создать рабочее оборудование, которое будет быстро и качественно выполнять процесс, адаптируясь к материалам почвы и загрязнителя и меняя свои параметры с целью достижения максимального эффекта очистки. Загрузка может осуществляться как механическим так и гидромеханическим способом. Механическая загрузка предполагает работу шнековых питателей, находящихся внутри трубчатого канала, подведенного к люку загрузки цистерны. Гидродинамический способ осуществляется при помощи эжектирующего оборудования. Непосредственно очистку предполагается проводить при помощи ультразвука, который прекрасно себя зарекомендовал на ремонтных предприятиях при очистке деталей двигателей от технологических и эксплуатационных загрязнений органической природы, а также при очистке сточных вод промышленных предприятий. Загрязненный материал помещается на дно цистерны и начинает перемещаться вдоль нее по каналу при помощи шнекового транспортера. Цистерна заполнена водой, которая подвергается акустическому воздействию. Ультразвуковые волны, распространяющиеся в жидкой среде, создают сильную кавитацию, характеризующуюся захлопыванием микропузырьков и образованием интенсивных ударных воздействий. Следствием этого является ослабление адгезионных связей между загрязнителем и грунтом. Очищенный материал, дошедший до конца цистерны, выгружается из нее посредством скребкового конвейера. Проведенные лабораторные исследования подтверждают высокую эффективность применения ультразвука при очистке от органических загрязнений.
|