Авторы: к.т.н., доц. Бакатин Ю.П., асп. Звягин Е.В. и Буй Хунг. В процессе развития любых технических систем они вступают в противоречие с окружающей средой. Это положение определяется на основе известных законов развития технических систем [1]. Определяющие направления совершенствования конструкций дорожно-уборочной техники базируются на вышеперечисленных положениях. Методические положения организации поиска технических решений описаны, например, в [2]. Значительными по затратам природных ресурсов являются существующие технологии и машины для мойки дорожно-транспортных сооружений: дорожных покрытий и стен тоннелей, площадь которых в Москве постоянно растет. Для их мойки используется питьевая вода. Использовать для этих целей воду из открытых московских водоемов запрещено санитарными требованиями. Служба городского дорожного хозяйства покупает воду у МГУП Мосводоканал по тарифу 19,85 руб./м³ [3] и выливает её под колеса поливомоечных машин на дорожное покрытие или на стены тоннелей в процессе их мойки.Далее поток воды, забрав загрязнения с указанных покрытий, поступает в канализационные сети через водоприемные решетки. Далее самотеком или с помощью стационарных насосных станций, установленных в тоннелях, он подается в городскую канализационную сеть и затем в городские очистные сооружения. Затраты на водоотведение обходятся городу по цене 12,2 руб./м³ [3]. При этом случаются, аварийные засоры сетей, требующие применения специальной промывочной техники. Остановить этот загрязненный сток можно в местах его образования и не загружать городские канализационные сети. На качество производства моечных работ влияют режимы технологических процессов машин. Поиск эффективных методов очистки покрытий от загрязнений осуществляется на базе патентных исследований развития техники, использования достижений смежных отраслей и результатов научного поиска. Основная тенденция развития таких машин строится на идее применения рециклинга воды при моечных операциях. Проблематичным на сегодня является этап техно-логического процесса осветления воды при её очистке после сбора загрязненной воды с покрытия сразу после разлива. Установлено, что для осаждения загрязнений, снятых со стены тоннеля и дорожных покрытий требуются разные композиции полимера, обеспечивающие максимум скорости осаждения загрязнений. Определены экспериментально их дозировки, обеспечивающие максимально достигнутые скорости осаждения загрязнения в воде. Дальнейшим направлением совершенствования технологического процесса осветления воды предусматривается изучение влияния её температуры на скорость осаждения загрязнений. Литература: 1. Завьялов А.Б. Закономерности развития технических систем: учебно-методическое пособие./А.Б.Завьялов, В.В.Борисовский, А.З.Голиков, В.В.Сетуха, С.С.Голубев; 2. Главный научно-методический центр по повышению квалификации и подготовки кадров, институт повышения квалификации. -Красногорск, 1991.- 44 с. Бакатин Ю.П. 3. Основы инженерного творчества (Практика поиска и защиты новых инженерных решений): учебное пособие /Ю.П. Бакатин.- М.: ООО «Техполиграфцентр», 2005 – 113 с.
|