Для удаления снежно-ледяных отложений с поверхности воздушного применяют, как правило, горячую смесь воды и жидкости ТИП 1. Концентрация жидкости ТИП 1 зависит от условий окружающей среды. Для проведения защиты от повторного обледенения необходимо использовать холодную концентрированную жидкость ТИП 2 или ТИП 4. Некоторые ВС требуют особой технологии проведения работ. В этих случаях необходимо пользоваться эксплуатационно-технической документацией на ВС. Лед, снег или иней при таянии разбавляет ПОЖ. Поэтому необходимо использовать достаточное количество горячей ПОЖ, чтобы предотвратить возможное её повторное замерзание и осуществить удаление с поверхности всей загрязненной жидкости. Удаление снега, слякоти, инея должно всегда производиться с помощью нанесения жидкости спереди к хвостовой части, чтобы предотвратить попадание снега и льда во внутренние области плоскостей управления. После окончания обработки необходимо убедиться, что все системы управления и механизмы полностью очищены от обледенения, чтобы предупредить отказы в их работе. Последовательность обработки: А)Обычно, нанесение жидкости на подлежащие обработке поверхности должно производиться от самой высокой точки до самой нижней, для минимизации расхода ПОЖ. Как правило, противообледенительная обработка более высоких поверхностей должна быть закончена до начала антиобледенительной обработки более низких поверхностей, чтобы предотвратить растворение жидкости со снегом, слякотью или жидкостью с более низкой концентрацией. Б) Плоскости крыла / стабилизатор. Облив осуществляется от верхней точки к нижней. Однако конфигурация ВС и местные условия могут потребовать применение другой технологии. Особое внимание должно быть обращено на удаление обледенения с передней кромки и рулевых поверхностей. В) Вертикальные поверхности. Обрабатываются с верхней части книзу. Вертикальный стабилизатор желательно обрабатывать, направляя струю сверху от передней кромки к рулю направления под острым углом к поверхности киля. Г) Фюзеляж. Облив производится по центральной верхней линии и затем по бортам. Руководствуясь инструкциями производителя, убедившись в том, что на фюзеляже нет снега и льда. Некоторыми производителями ВС и авиакомпаниями иней до 3 мм на фюзеляже может быть разрешен. Д) Шасси и колеса. Использование ПОЖ в области шасси должно быть сведено к минимуму. Струя ПОЖ не должна непосредственно направляться на колеса и тормоза. Е) Двигатели. Снежные образования должны быть удалены механически с воздухозаборников двигателя перед вылетом. Любые ледяные образования, которые могут также появиться в нижней части воздухозаборника двигателя или лопатках винтах, должны быть удалены с поверхности тёплым воздухом или другими средствами, рекомендованными производителем двигателя. Если требуется повторить защиту поверхностей самолета, который уже был обработан противообледенительной жидкостью, то ни при каких обстоятельствах нельзя наносить новое покрытие антиобледенительной жидкости непосредственно поверх прежнего покрытия. Перед заключительным ее применением необходимо сначала удалить обледенение поверхностей самолета.
1.3 Основные сведения о противообледенительных жидкостях.
1.3.1 Свойства и состав ПОЖ
Основная функция противообледенительной жидкости состоит в том, чтобы понизить точку замерзания осадков, выпадающих на поверхностьВС и таким образом препятствовать накоплению снежно-ледяных отложений на поверхностях ВС. Жидкости классифицируются на жидкости ТИП1, ТИП 2, ТИП3, ТИП 4 Жидкости Тип I (ISO 11075/SAE AMS 1424) – невязкие жидкости, вязкость которых не зависит от силы сдвига. Содержат минимум 80% гликолей по массе. Эти жидкости обеспечивают довольно ограниченное время защитного действия, и в условиях выпадения осадков их рекомендуется использовать исключительно для удаления обледенения. Концентрированные жидкости типа I должны разбавляться водой таким образом, чтобы их точка замерзания соответствовала применяемой процедуре. Учитывая аэродинамические характеристики самолета и/или точку замерзания, жидкости типа I применяются в разбавленном виде и, как правило, нагреваются для повышения их эффективности в удалении льда.Увеличение концентрации жидкости в смеси жидкость/вода не обеспечивает увеличения времени защитного действия. В настоящее время жидкости типа I поставляются в концентрированном или в разбавленном (готовом к применению) виде.
Жидкости Тип II и Тип IV (1SO11078/SAE AMS 1428) – Вязкие неньютоновские жидкости, содержат не менее 50 % гликолей по массе обычно имеют более высокую границу температуры применения , равную -25 °С (-13°F). Граница применения может быть ниже, при условии наличия буфера 7 °С (13°F) между точкой замерзания неразбавленной жидкости и температурой наружного воздуха. В любом случае данная температура не должна быть ниже самой низкой температуры применения, получаемой при проведении аэродинамического теста. Жидкость должна демонстрировать необходимые аэродинамические характеристики. Как правило, жидкости Тип II и IV в растворе жидкость/вода с концентрацией 100/0 или 75/25 не разрешается использовать на самолётах скорость в момент отрыва носового колеса которых составляет 157.5 км/час и меньше. ПОЖ Тип IV имеет большее ВЗД (время защитного действия), чем ПОЖ Тип II. Оба типа жидкостей содержат полимерный загуститель, обеспечивающий высокие вязкостные свойства для продолжительной защиты ВС. Такой состав делает их чувствительными к механическому воздействию перекачивающего оборудования и температурным воздействиям. Эти воздействия могут вызвать необратимые изменения структуры ПОЖ, что приводит к ухудшению их характеристик. Для обеспечения максимальной противообледенительной защиты жидкости типа II и IV следует использовать в неразбавленном виде. Однако противообледенительные жидкости типа II также используются в нагретом и разбавленном виде. Жидкости типа IV обеспечивают максимальное время защиты от обледенения, применяется в концентрированном ненагретом виде. ПОЖ Тип IV имеет большее ВЗД чем ПОЖ Тип II. Жидкости Тип III выпускаются для использования на легких ВС со скоростью отрыва передней стойки менее 157.5 км/час. Имеют среднее ВЗД между типом II и IV. Используются мало.
|