Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


30.11.2009
Модернизация гидравлического подъемника машины для противообледенительной обработки ВС.


Все виды наземного обледенения можно выделить в три группы:
1.    Виды обледенения, которые образуются в результате перехода (сублимации) пара в лёд, минуя жидкую фазу. Сюда входят иней, твердый (кристаллический) налет и кристаллическая изморозь.
Иней образуется в тихую ясную погоду на охлажденных поверхностях, имеющих более низкую, чем окружающий воздух отрицательную температуру. Вблизи этой поверхности воздух охлаждается, и содержащийся в нем водяной пар, достигнув насыщения, превращается в лед.
Иней может образовываться при любой отрицательной температуре и при самой различной относительной влажности.
Твердый кристаллический налет образуется в условиях потепления, когда поверхности сохраняют более низкую отрицательную температуру, чем пришедшие теплые массы воздуха.
Кристаллическая изморозь образуется в сильный мороз в условиях насыщения воздуха водяным паром.
Иногда снежно-ледяные отложения первой группы удаляют механическим способом. Но следует учесть, что удаления с помощью щеток не всегда обеспечивает требуемую чистоту поверхности. При образовании твердого налета тонкий его слой может остаться не удаленным, что трудно поддается обнаружению, особенно после выпадения сухого снега.
2.    Виды обледенения, образующиеся в связи с наличием в атмосфере переохлажденной воды. Лед образуется в результате кристаллизации капель дождя, тумана или мороси на поверхности воздушного судна. Наиболее часто возникает при температуре окружающей среды близкой к 0°С. По структуре и цвету может быть различным: от прозрачного стекловидного льда до снежно-белого налета, сходного с инеем. Различие обусловлено тем, что в разных условиях скорость замерзания капель неодинакова. При температуре -5…0°С капли, замерзая, растекаются, образуя стекловидный лед. При более низких температурах, когда скорость замерзания выше, мелкие капли образуют матовый белый лед. Мельчайшие капли тумана образуют зернистую изморозь. Ледяные отложения этой группы прочно сцепляются с поверхностью воздушного судна и могут достигать значительных размеров.
3.    К третьей группе относятся те виды обледенения, которые образуются на поверхности самолета в результате замерзания обычной непереохлажденной воды (дождя, мокрого снега, осевших капель тумана, конденсата водяных паров и т. д.). По внешнему виду они похожи на обледенения первых двух групп, но в отличие от сублимационного льда могут прочно связываться с поверхностью самолета.
Образование льда на поверхности воздушного судна возможно не только при оседании воды из атмосферы, но и вследствие попадания воды, слякоти, мокрого снега с земли при посадке и рулении самолета.

Вероятность обледенения есть не только в при отрицательной температуре окружающей среды, но и  в тех случаях, когда температура воздуха достигает +15°С. Даже в этом случае возможно образование прозрачного льда на внешней поверхности топливных баков.  Прозрачный лед образуется при выпадении осадков на охлажденные поверхности воздушного судна. Это возможно в том  случае, если самолет совершил посадку с очень холодным топливом в баках или в случае дозаправки холодным топливом. Этот вид обледенения очень трудно диагностируется. Фактически определить его наличие можно только на ощупь. Наибольшую опасность для самолетов с хвостовым расположением двигателей представляет образование такого льда на верхней поверхности корневой части крыла, где обычно располагаются топливные баки.
Основные положения, требования и рекомендации, регламентирующие процедуру защиты воздушных судов от наземного обледенения, изложены в руководстве ИКАО №9640-AN/940.


1.2 Технология защиты воздушного судна от обледенения.

Поверхность самолёта (в случае загрязнения снегом, льдом или слякотью) должна быть обработана перед тем, как будет выдано разрешение на вылет.   В условиях  продолжающихся осадков, когда есть риск обледенения самолёта перед вылетом, должна производиться антиобледенительная защита.
По общему принципу методы защиты самолетов от наземного обледенения можно разделить на следующие категории:
1.     Пассивный.
Предусматривает вывод самолета из зоны обледенения.
2.     Активные методы.
А) Механический - надувающиеся резиновые протекторы на передней
кромке крыла и хвостового оперения, скалывающие лед при надувании сжа-
тым воздухом, зачехление, установка заглушек.
Б) Химический метод - обработка самолета противообледенительной жид-
костью (ПОЖ) из пистолета при помощи противобледенительной машины.
Основным средством, применяемым в настоящее время в мировой и отечественной практике для защиты и предупреждения наземного обледенения воздушных судов, являются противообледенительные жидкости. Различают одноэтапную и двухэтапную обработку.
Одноступенчатая процедура удаления обледенения и защиты предусматривает облив подогретой смесью жидкости Тип 1 или подогретой жидкостью Тип II, III, IV в концентрированном виде или в смеси с водой.
Жидкость, используемая для удаления обледенения с поверхности ВС, задерживается на ней и защищает от дальнейшего образования льда, слякоти, снега и инея. Концентрация жидкости определяется температурой наружного воздуха. Температура обшивки крыла, может быть ниже температуры окружающего воздуха. В данных условиях может потребоваться применение смеси жидкости с большей концентрацией гликоля для гарантии достаточного запаса температуры замерзания смеси.
Двухэтапная противообледенительная процедура.
Первый этап в двухэтапной процедуре предусматривает применение нагретой  противообледенительной жидкости Тип 1 или горячей воды. Концентрация жидкости Тип 1 выбирается исходя из температуры окружающей среды. Применение горячей воды на первом этапе двухэтапной обработки возможно до температуры -3°С. При более низких температурах необходимо использовать смесь воды и противообледенительной жидкости. Второй этап обработки должен быть произведен до того как жидкость, нанесённая на первом этапе, замерзнет (обычно не более 3 минут). В случае необходимости (большой поверхности крыла) обработка первым и вторым этапом может производиться участками по очереди. Второй этап обработки требует специальной техники распыления жидкости, которая полностью закрывает и вытесняет жидкость, нанесенную на первом этапе, и обеспечивает достаточное количество жидкости применяемой на втором этапе. После удаления обледенения, последующее нанесение антиобледенительной жидкости должно практически защитить основные поверхности таким образом, чтобы обеспечить их максимальную защиту от обледенения.




<< Проектирование погрузочной платформы с приводными роликами. | «Канатное метро» >>

На главную Архив: обзор текущих работ
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта