Наклонные прямолинейные участки графика смещения центра поворота ковша соответствуют упругим деформациям систем, составленных из следующих элементов экскаватора: I участок определен упругой деформацией системы ковш - рукоять до момента начала выбора люфтов в сочленениях рукоять - стрела; II участок - упругая деформация системы ковш - рукоять - стрела до момента начала выбора люфтов в сочленениях стрела - опорно-поворотная платформа; III участок - упругая деформация системы ковш - рукоять - стрела - спорно-поворотная платформа до момента начала выбора люфтов в сочленениях опорно-поворотной платформы с рамой ходового оборудования; IУ участок - упругая деформация системы ковш - рукоять - стрела - опорно-поворотная платформа - рама ходового оборудования до момента начала опрокидывания экскаватора относительно ребра опорного контура. Вертикальные участки графика (рис. 2.2.42) характеризуют смещение центра поворота ковша, сопряженное с выбором люфтов в системах: р-с - рукоять - стрела, с-п – стрела - опорно-поворотная платформа, п-х - опорно-поворотная платформа ходового оборудования. Для простоты расчета представленный закон смещения центра поворота ковша в вертикальном в или горизонтальном г направлениях в зависимости от значений сил в вертикальном Рв и горизонтальном Рг направлениях, т.е. сил действующих по осям У и X, аппроксимируем уравнением прямой линии
, где Кв и Кг, - податливость несущей конструкции экскаватора при восприятии соответственно вертикальной и горизонтальной нагрузок для заданного положения в пространстве элементов рабочего оборудования, см/Н. Величины Кв и Кг изменяются в зависимости от взаимного положения в пространстве элементов экскаватора и его рабочего оборудования. Допущение о линейном законе изменения смещения центра поворота ковша от воспринимаемой нагрузки, как показано на рис. 2.2.40, завышает расчетные значения по отношению к реальным. Однако это гарантирует зазор между стенкой днища ковша и поверхностью забоя, что необходимо обеспечить при поиске продольной формы ковша экскаватора. Справедливость этого допущения правомерна при условии, что угол наклона отрезка упругой деформации на каждом последующем участке будет увеличиваться. Это и наблюдается на практике, так как на каждом последующем участке увеличивается число упругих элементов, соединенных последовательно, и, следовательно, податливость конструкции при переходе от одного участка к другому будет возрастать. В наиболее распространенных случаях экскаватор с обратной лопатой работает в забое, поверхность которого наклонена к горизонту под углом (рис. 2.2.43). В этом случае при известных значениях вертикальной и горизонтальной (Кв и Кг) податливостей экскаватора используя геометрические взаимосвязи между перемещениями по направлению осей Х и У и перемещениями по осям Х и У, можно получить значения податливости по перпендикулярному СВ (ось У на рис. 2.2.43) и параллельному СН (ось Х ) к поверхности забоя направлениям

|