Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


10.05.2009
Загрязнения дорог и машины, используемые для их удаления.. Страница 4


При взаимодействии цилиндрической щетки с дорожным покры¬тием можно выделить четыре характерных положения прутков ворса (Рис.1.5). В начале контакта очередного ворса с дорогой (положение I) под действием  растягивающей центробежной силы он занимает радиальное положение под углом β1 к вертикальной оси. По мере дальнейшего поворота щетки с угловой скоростью ω происходит изгиб прутка и накапливание в нем потенциальной энергии упругой деформации (положение II), при этом ворс перемещает своими концами загрязнения вдоль дорожного покрытия.  В  конечный момент контакта с дорогой пруток находится в изогнутом состоянии (положение III), затем резко разгибается, отбрасывая загрязнения и смет со скоростью υс под углом a=20° к горизонту и вновь занимая радиальное положение (IV). За время возврата прутка ворса в радиальное положение щетка успевает совершить поворот на некоторый угол λ. Радиальное положение IV является средним, относительно кото¬рого пруток определенное время совершает затухающие изгибные колебания В плоскости вращения щетки. Начальная скорость отбрасывания смета определяется скоростью выпрямления ворса, которую можно найти по эмпирической зависимости υс = 1,5ωR+1,6 м/с, где  ω- угловая скорость щетки, рад/с; R — радиус вращения щетки, м. При движении машины скорость, отбрасывания смета определяется геометрической суммой скоростей вы¬прямления   ворса  и   поступательного  движения  машины  (м/с):


 

Для определения силовых и энергетических параметров рабочего процесса цилиндрической подметальной щетки рассмотрим изгиб прутка ворса в квазивертикальном положении, когда касательная к прутку в начале координат точки О, совпадающей с точкой заделки ворса в барабан, направлена вертикально вдоль оси у и начальный угол в месте заделки  φ0= π/2 (положение II). Можно принять обоснованное экспериментально допущение, что этому положению прутка ворса  соответствует максимальная вертикальная реакция Pi его взаимодействия с дорожным покрытием. Кроме силы Pi  на конец прутка действует внешняя горизонтальная сила трения его о дорожное покрытие, равная Pi fв, где fв-  коэффициент трения ворса о дорожное покрытие, для высокоуглеродистой стальной проволоки fв = 0,34, для малоуглеродистой  fв = 0,4, для синтетического ворса  fв = 0,41. Действующими на  пруток ворса инерционными силами и собственной силой тяжести пренебрегаем.
Изгибающий момент (Нм), в произвольном поперечном  сечении   прутка с  координатами   (х и у).
 

где хк— расстояние между концом прутка и вертикальной осью у; ук — расстояние между ободом барабана и горизонтальной поверхностью дороги, ук = S-h (S — свободная длина прутка ворса, S=R-Rб, Rб- радиус барабана цилиндрической  щетки;  h — деформация  ворса).
Дифференциальное уравнение, описывающее форму изогнутого  прутка ворса: 

где φ — текущий угол между касательной к прутку и горизонталью; Mi — единичный изгибающий момент, Нм; Е — модуль упругости ворса, для стальной проволоки Е = 2,1ּ105 МПа, для синтетического ворса Е= (7,1÷8) 103 МПа; J — момент инерции поперечного сечения прутка относительно оси, перпенди¬кулярной к плоскости вращения, для ворса круглого сечения J =0,25πr4в; rв—радиус  поперечного сечения  прутка.
Тогда 
 

Используя   выражение   θ =π/2-φ;   θк =π/2-φк;   dy =dSsinφ=dScosθ, получим:

  

где φк, θк — углы наклона соответственно к горизонтали и вертикали касатель¬ной к концу прутка ворса.
В результате интегрирования для среднего значения   коэффициента трения fв получим в общем виде: Pi=0,691EJS6/y8к.
Предельный угол поворота торцового сечения прутка   ворса:
θк=arcsin[0,21(S/yк)10],
откуда следует ограничение:  sinθк ≤1; ук≥0,85S
При деформации ворса щетки h =S- ук больше предельно допустимой, т. е. при k >0,15S, ворс или начинает скользить по дорожному покрытию боковой стороной, уменьшая тем самым свободную длину S до величины, обеспечивающей указанное выше неравенство, или, в особых случаях, вступает в силу другой, более сложный закон изгибной деформации ворса.
 
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта