Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


17.07.2008
Анализ исследований в области уплотнения дорожно-строительных материалов. Страница 9

 
2. Общие закономерности сопротивления дисперсных мате­риалов сдвигу.
 
В процессе сдвига происходит взаимное смещение частиц материала. Такие смещения становятся возможными, когда касательные напряжения преодолевают удерживающие силы, действующие в точках контактов (рис. 1.11). Этот процесс в материале развивается пос­тепенно.
 
Если наблюдать за деформацией сдвига образца, к которому при­ложена постоянная сжимающая нагрузка, то можно установить, что в начале процесса сдвига поперечное усилие, необходимое для смеще­ния одной части образца относительно другой на некоторую величи­ну, увеличивается с ростом последней (рис. 1.12).

Поверхность сдвига
 

Рис. 1.30 Сдвигающие и удерживающие силы в контакте грунтовых частиц.


 
0.8
 
0.6
 
0.4
 
0.3
а)

O

2.5

5.0

λ,мм

 б)  O

2.5 5.0 λ, мм
  
Рис. 1.31 Сопротивление образцов песчаного грунта при срезывании с постоянной скоростью: а - сопро­тивление при разной деформации сдвига; б - уплотнение и разрыхление при сдвиге; 1- плотный песок; 2- рыхлый песок.
 
  
Процесс сдвига обычно захватывает некоторую зону, в которой в результате взаимного смещения и переориентирования расположе­ния частиц материала происходит изменение степени уплотнения. Однако, при анализе явления сдвига одного массива по другому в целях упрощения допускают, что сдвиг происходит по некоторой по­верхности, называемой поверхностью скольжения.
 
 
Сопротивление сдвигу зависит от величины нормального давле­ния, действующего на поверхность скольжения, и возрастает с его увеличением.
 
Зависимость сопротивления сдвигу τ от нормального давления Р на графиках результатов экспериментов на сдвиг изображается линией, близкой к прямой для сыпучих материалов и имеющей незна­чительную кривизну в интервале малых уплотняющих давлений для связные материалов (рис. 1.13).
 
Как видно из рис.1.13 прочность материала является функцией его напряженного состояния. Проблема оценки прочности испытывае­мого материала в любом напряженном состоянии разрешается с по­мощью теорий прочности. Поскольку структурные связи могут разру­шаться в результате как отрыва, так и сдвига, в качестве теории прочности используется обычно теория Мора /36/.
 
Сущность, этой теории в современном изложении в наиболее об­щем виде можно выразить следующим образом:
 
1 Разрушение материала происходит в результате достижения предельного значения разности между большим и меньшим главными напряжениями (т.е. предельного значения девиатора напряжений).
 
2 Предельное значение девиатора напряжений зависит от зна­чения (и знака) меньшего главного напряжения.
 
Основные положения теории Мора не ставят жестких границ в отношении вида разрушения. С точки зрения этих положений разрушения может происходить как в форме отрыва, так и в форме сдвига, но во всех случаях - при достижении девиатором напряжений некото­рого предельного значения, зависящего при прочих равных условиях от меньшего главного напряжения.
 
Наиболее наглядное представление о напряженном состоянии в любой точке нагруженного материала дает известная диаграмма нап­ряжений Мора (рис.1.14).
 
В качестве предельной кривой принимается огибающая кругов Мо­ра (линия О'М). В этом случае критерием достижения предела прочности является касание круга Мора предельной кривой. Точка касания, лежащая на круге, описывает напряженное состояние на не­которой площадке в момент разрушения материала. Величина угла наклона предельной линии определяется из выражения
 
   (1.3)
 
где σ1 и σ3 - главные напряжения, давление "связности" материала РЕ определяется
 
  (1.4)
 
где С - связность материала;
 
f=tgφ - коэффициент внутреннего трения.
 
С достаточной для практических, расчетов точностью уравнение предельной, линии приобретает вид
 
S=C+f·P (1.5)
 
где S - сопротивление материала сдвигающей нагрузке;

 

С - сцепление;
 
f - коэффициент внутреннего трения;
 
Р - нормальное давление.
 
Выражение ( 1.5 ) соответствует, линейной зависимости Кулона. Однако, как уже отмечалось, в области малого давления предельная линия имеет максимальную кривизну (рис.1.15).
 
Эксперименты показывают, что предельные линии имеют значитель­ную кривизну обычно в том случае, когда меньшее главное напряже­ние приобретает отрицательное значение (становится растягиваю­щим) /36, 37, 40, 42/.
 
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта