Кустарев Г.В. - зав. кафедрой ДСМ МАДИ, академик Российской Инженерной Академии
За окном - двадцать первый век. Однако в отношении российских дорог время словно бы не то что остановилось, но сильно замедлило ход: крылатая фраза автора "Мертвых душ", написанная по этому поводу почти два века назад, не утратила своей актуальности и сегодня. Для нас по-прежнему остаются объектом зависти дороги европейских стран и Америки. Построить нужно очень большое количество дорог, поскольку поставлена задача, чтобы каждый населенный пункт имел дороги с твердым покрытием. Однако с сегодняшними темпами строительства такая задача может растянуться на долгое время. Нужно применять самые современные технологии и сосредоточиться на методах скоростного строительства, которые позволяют сооружать дороги не только быстро, но и качественно. Концепция такого строительства была разработана в США. Это технология, когда широкозахватные машины идут одна за другой и за один проход оставляют за собой готовую дорогу с твердым покрытием. Однако эта технология касалась лишь дорог с цементобетонным покрытием. В России распространены асфальтобетонные дороги. Асфальтобетон более пластичен, на нем нет швов, он обладает водоотталкивающими свойствами, не подвержен шелушению. Но это все при условии, что покрытие сделано качественно. При этом важно не только качество материала и его компонентов, но и то в каком состоянии материал доставлен на стройплощадку и как с ним обошлись. То есть важны и технологии доставки и укладки. Послойное изменение температуры в процессе доставки материала и его остывание приводит к заведомо недопустимому проведению работ с такой асфальтобетонной смесью. Строителям лишь бы уложить и уплотнить асфальт, а что будет потом - их не касается. Неравномерное распределение температуры в асфальтобетоне называется температурной сегрегацией. Из-за нее отдельные участки покрытия дороги оказываются более низкого качества, чем соседние. Лаборатории, созданные в МАДИ (ГТУ), позволяют оценивать качество готового покрытия. На кафедре был проведен анализ преимуществ и недостатков асфальтосмесительных установок различных типов, который выявил отсутствие отечественных производителей. Их делают в украинском Кременчуге. Весь остальной рынок занят импортными установками. Но даже они не лишены отдельных недостатков при приготовлении смесей. Таким образом, строительство покрытия начинается уже с приготовления смеси и заканчивается машинами для уплотнения - катками, и на всем этом пути смесь "подстерегают неприятности". Сегодня перед специалистами в дорожной техники стоит задача: добиться того, чтобы при воздействии на покрытие сверху уплотнение происходило в объеме со всех сторон. На кафедре также ведутся разработки, которые позволяют при воздействии на покрытие сверху не растягивать материал при движении машины вперед, а сжимать его. Машина движется в одном направлении, не реверсируя, не совершая каких-то маневров в горизонтальной плоскости, не переходя с одной полосы на другую. Институт имеет большое количество изобретений и перед нами стоит вопрос - как правильно этими патентами распорядиться, кому их предлагать. Прочность, плотность, наличие трещин, водонепроницаемость покрытия, технология уплотнения и т.д. - все эти факторы, имеющие ключевое значение для качества и долговечности дороги. Ученые нашей кафедры делают анализ комплектов машин, различных технологий и показывают, какова будет в том или ином случае экономическая эффективность от их применения. Учитываются и возможные потери от последующих ремонтов. Такой анализ будет особенно интересным для строительных организаций в том случае, когда они начнут давать гарантии на построенные ими дороги, станут нести ответственность за свою работу. А пока у нас строят дороги одни, эксплуатируют — другие, а отвечают за
дорогу — третьи. Потому, в настоящее время, гарантию на построенное
покрытие у нас никто не дает. |