Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


17.07.2008
Анализ исследований в области уплотнения дорожно-строительных материалов. Страница 8

 
Большинство уплотняющих машин воздействуют на материал вер­тикальными усилиями сжатия. Однако, объемная деформация уплотне­ния материала может быть увеличена при горизонтальных, а точнее при совместных горизонтальных и вертикальных силовых воздействи­ях, так как у большинства материалов пределы прочности на сдвиг заметно ниже, чем на сжатие. К тому же давно замечено, что более плотному сближению или переупаковке частиц материала препятству­ет ограниченная их подвижность, возникающая вследствие заклинивания частиц между собой. Чем в большей степени материал сжат, т.е. чем выше его плотность вследствие деформаций уплотнения, тем труднее происходит переупаковка частиц.
 
При изучении проходимости колесных машин мо грунту было отме­чено, что при малых нормальных давлениях, не превышающих 30% от предельных пo прочности грунта, влияние касательной силы от нагружения колеса или штампа незначительно /8/. Но по мере их повыше­ния дополнительная осадка штампа от касательной силы прогрессивно возрастает. И при вертикальных давлениях, близких к предельным, небольшое касательное усилие вызывает резкий рост осадки грунта.
 
Более двух десятилетий назад Н. Звере обратил внимание на положительное влияние так называемого "месящего" воздействия элас­тичной шины пневмоколесного катка на слой уплотняемой асфальтобе­тонной смеси и сконструировал прибор, в котором при вертикальном давлении всего 500 кПа получил уплотнение асфальтобетона такое же, как и на дороге под воздействием пневмокатка или движения ав­томобилей /43/.
 
Н.В.Грелышев экспериментально показал, что значительно луч­ших результатов уплотнения асфальтобетонной смеси можно достичь в лабораторной форме на прессе при давлении не более 2500 кПа вместо 40000 кПа, если обеспечить смеси большую подвижность за счет гирационных вращений нижней части формы с помощью специаль­ной приставки к прессу. По аналогичному принципу работают также в США и Франции некоторые лабораторные приборы и прессы вращательного и сдвиго-вращательного уплотнения.
 
Приведенные и другие результаты и наблюдения послужили толч­ком к поиску и разработке эффективных средств уплотнения, исполь­зующих принцип "сжатие +реверсивный сдвиг", которые привели к появлению нового способа уплотнения и к изобретению в Швейцарии, ФРГ, СССР, Японии и других странах оригинальных дорожных катков.
 
На международной выставке "Стройтехника" фирма НАММ (Германия) представила перспективный каток с осцилляторным уплотнением /50/. Осцилляторы установлены в переднем и заднем вальцах. Колебания каждого вальца осуществляются при помощи двух дисбалансных валов, вращающихся вокруг собственной оси и оси вальца независимо от частоты его вращения.
 
Использование на новых катках более сложного генератора коле­баний вальцов по сравнению с применявшимися ранее позволяет изме­нить колебательные процессы в уплотняемой среде и получить допол­нительный уплотняющий эффект.
 
Первые экспериментальные образцы таких катков были испытаны на грунте в Швейцарии и на асфальтобетонной смеси ещё в СССР. Резуль­таты работ подтвердили достоинства нового принципа и обнаружили рад преимуществ осцилляторного катка по сравнению с обычными виб­рационными. Для достижения равных результатов уплотнения новый каток затрачивает на 40% меньше энергии. При уплотнении мелкозер-нистого асфальтобетона типа В слоем 70 мм наибольшая плотность (0,99) получена всего за 6-7 проходов катка.
 
Обычно в упрочняемых под вертикальной нагрузкой материалах фаза их деформирования практически без пластических сдвигов (фа­за уплотнения) завершается при давлении, составляющем около 50-70% от предельно допустимого из условия неразрушения материала. Последнее соответствует началу развития только пластических сдви­гов всего объема нагружаемого материала и оно принимается за его несущую способность.
 
Опыты по изучению влияния касательной силы на нагружение штампа в песчаный и глинистый грунт показали, что при вертикаль­ных давлениях, не превышающих предел прочности материала, опти­мальное касательное давление, вызывающее дополнительную деформа­цию уплотнения от вертикальной нагрузки, составляет около 10-15% от вертикального. Исходя из условия неразрывности слоя (состоя­ние предельного равновесия), максимальное касательное напряжение не должно превышать сдвиговую прочность материала. По имеющимся экспериментальным данным горизонтальное давление выбирают в преде­лах
 
 
 
   (1.1)
 
где τ0- предельное напряжение сдвига материала.
 
Так как по формуле Кулона для каждого вертикального давления q существует свое предельное напряжение сдвига материала τ0 , то при анализе лучше оперировать отношением τ0/q , которое Н.Н. Маслов назвал коэффициентом сопротивления материала сдвигу Ксм (коэффициент сдвига
 
  (1.2)
 
где φ0 - угол внутреннего трения материала;
с0 - сила внутреннего сцепления материала.
 
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта