При работе трамбующего бруса совместно с виброплитой основное уплотнение осуществляется трамбующим брусом, а виброплита только улучшает качество уплотнения и позволяет повысить скорость укладки по сравнению с одним трамбующим брусом на 35÷40%, максимальная скорость укладки при уплотнении таким рабочим органом составляет 5÷6 м/мин.
Данные об уплотняющей способности трамбующих рабочих органов в научно-технической литературе разноречивы. В результате исследований, проведенных в СОЮЗДОРНИИ показано, что при уплотнении асфальтобетонной смеси типа А, трамбующим брусом получен коэффициент уплотнения 0,93 ÷ 0,96, а виброплитой - 0,90 ÷ 0,93. На основании этого сделан вывод, что виброплитой не обеспечить необходимую степень уплотнения асфальтобетонной смеси и при этом имеют место затраты (удельные) в 3 раза больше, чем при трамбовке.
Другие авторы доказывают, что эффективность уплотнения при больших скоростях движения с трамбующим брусом ниже, чем с виброплитой. Маслов А.Г. предлагают установить виброплиты без трамбующих брусьев.
Специальная конфигурация нижней кромки трамбующего бруса позволяет обеспечить поступление материала под брусом, что позволяет улучшить коэффициент уплотнения, получить однородную плотность материала / 59 /, /61 /, / 9 /, /30/, / 48 /. На современных асфальтобетоноукладчиках трамбующие брусы имеют различные формы нижней кромки. Для трамбующих брусьев со срезом (рис. 1.4) угол переднего бруса 25 ÷ 45 градусов от горизонтальной плоскости, что позволяет сдвигу частично уплотняющего материала из под бруса и угол для заднего бруса составляет 10 ÷ 30 градусов.
25+W |
 |
Рис. 1.28Сдвоенный брус со срезом нижней кромки каждого

|
Рис. 1.29 По патенту 2600108 (Германия) |
Трамбующий брус с широкой кромкой, имеющей специальную форму, улучшающую поступление смеси под брусом (рис. 1.5) представляется наиболее перспективным из применяемых асфальто-бетоноукладчиков.
В работе многих авторов показано, что температура смесей при уплотнении горячих асфальтобетонных смесей в большей степени влияют на процесс уплотнения. Так, например, если температура смеси ниже допустимой, то качество уплотнения ухудшается,
На основе экспериментальных исследований проведенных Котлярским Э.В. /27/ автором сделан вывод: температура смеси имеет большое влияние на процесс уплотнения, наилучший коэффициент уплотнения достигается при температуре 120 ÷ 130°С.
Маслов А.Г. подчеркивает, что оптимальная температура асфальтобетонных смесей при уплотнении должна составлять 110 ÷ 130°С. При выходе из смесителя асфальтобетонная смесь имеет температуру 160 ÷ 170°С, она укладывается и уплотняется рабочими органами машины. Поэтому смесь остывает с момента выхода из смесителя до момента начала уплотнения, пройдя расстояние от смесителя до уплотняющего рабочего органа.
Иноземцев А.А. / 56 / рекомендует время остывания тонких слоев асфальтобетона определять по формуле:
где Тн- начальная температура асфальтобетонной смеси, К; Ткр - предельная температура эффективного уплотнения, К Тв - температура воздуха, К;
α - коэффициент теплопередачи ; γ - объемная масса смеси, кг/м; С1- коэффициент теплоемкости смесей; Н - толщина слоя; tОСТ - длительность остывания смеси. Зависимость, полученная Иноземцевым, имеет ограниченное практическое применение, так как она справедлива только для тонких слоев асфальтобетона и не учитывает общие закономерности процесса остывания и распределения температуры по глубине слоя асфальтобетона.
Батраков О.Т. / 14 / предлагает определить допустимое время уплотнения горячих асфальтобетонных смесей с помощью математического описания процесса остывания асфальтобетонных смесей. Автором, на основе решения задачи теплопроводности, получена зависимость для определения температуры

где Т- температура, С;
m - темп остывания верхнего слоя асфальтобетона;
c - темп остывания нижнего слоя асфальтобетона;
H - толщина слоя;
x - текущая координата точки по глубине;
t - время;
Tc - начальная температура асфальтобетонной смеси;
a2 - коэффициент теплопроводности асфальтобетона.
Зависимость (1.1) может служить только для определения общих закономерностей остывания асфальтобетонных смесей и рассчета температур в каждой точке по глубине в зависимости от времени остывания. Автор предлагает определить графическим образом, что несомненно затрудняет определение времени остывания аналитическим путем.
|