Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


17.07.2008
Анализ исследований в области уплотнения дорожно-строительных материалов. Страница 4

 
Сопоставление различных теорий с опытными данными произво­дилось по оценке влияния таких параметров, как удельное линей­ное давление, радиус кривизны штампа, параметра, характеризую­щего сопротивляемость грунта деформации на длину хорды, стяги­вающей часть погруженной в грунт окружности штампа. В качестве последнего параметра был взят модуль деформации и коэффициент пропорциональности С.
 
На рис. 1.17 дана зависимость хорды, стягивающей часть погруженной в грунт окружности штампа от параметра, характеризующего жесткость грунта. Из графика видно, что лучшее совпадение с опы­том дают теории Герца-Беляева и взаимодействие колеса с грунтом при μ =0,5. Теория, основанная на предположении о прямой про­порциональности между давлением и сжатием грунта в данной точке контакта, а также теория взаимодействия колеса с грунтом при μ=0.5 значительно расходятся с опытными данными.
 
Из двух теорий, которые дали хорошую сходимость с опытом Н.Я. Хархута отдает предпочтение теории Герца-Беляева потому, что положенный в основу теории взаимодействия колеса с грунтом коэффициент С при μ =0.5 имеет размерность кг/см2,5 , т.е. он лишен физического смысла, что затрудняет определение его через другие легко изменяемые величины.
 
Поскольку в опытах производилось вдавливание в грунт цилиндрического штампа, то необходимо указать различие между перекатыванием колеса по уплотняемой поверхности и вдавливанием без перекатывания. С определенной степенью точности распределение нап­ряжений в грунте под катящимся вальцем можно представить, как по­казано на рис.1.18. Здесь начало повышения напряженного состоя­ния грунта совпадает с крайней точкой касания вальца с грунтом (точка В). Далее напряжение возрастает, причем его максимум (точ­ка А) ввиду наличия тягового усилия, сдвинут в сторону поступа­тельного перемещения от вертикали, проходящей через центр вальца. Сразу после точки С напряжение падает до нуля (обратимая дефор­мация восстанавливается лишь после значительного снижения напря­жения на поверхности). Таким образом Н.Я. Хархута считает, что при укатке грунтов давление передается только через половину ду­ги погруженной в грунт части окружности вальца.
 
Для определения максимального напряжения используется выражение (1.11). Поскольку описанные опыты по вдавливанию штампов показали, что при неподвижном колесном штампе μ = 0,5, для расчета σmax , развивающегося под катящимся вальцем катка этот коэффициент может быть принят равным единице, т.е. может быть предложена формула:
 
, (1.18)
 
Условием отсутствия разрушения грунта при укатке, влекущем за собой сильное волнообразование и снижение эффекта уплотнения, предложена следующая зависимость
 
, (1.19)
 
где σр - предел прочности грунта, который определяется по
 
изменению закономерности развития необратимой деформации от контактного давления.
 
Пределы прочностей грунтов, уплотненных различными машинами,
 
приведены в таблице 1.3.
 
Таблица 1.3

Грунт

Пределы прочности грунтов при уплотнении, кг/см2

Катки с гладкими вальцами

Катки на пнев-матических шинах

Решетчатые катки

Трамбующие машины (диаметр ударной части 70-150 см)

Малосвязный (песчаный пылеватый)

3-6

3-4

3-6

3-7

Средней связности (суглинистый)

6-10

4-6

6-8

7-12

Высокой связности (тяжелосуглинистый)

10-15

6-8

8-15

12-20

Весьма связный (глинистый)

15-18

8-10

15-25

20-23

Эти значения относятся к грунтам оптимальной влажности, имеющим плотность 0,95 δmax. При повышении плотности до величины 1,0 δmax пределы прочности превыша­ют табличные значения в 1,6 раза при связных грунтах и в 1,3 ра­за - при несвязных.
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта