Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


17.07.2008
Анализ исследований в области уплотнения дорожно-строительных материалов. Страница 14

 
1.4. Анализ показателей эффективности и определение параметров уплотняющего рабочего органа
 
Опенка эффективности подразумевает использование самых разных частных показателей качества, что определяет стремление к наиболее полной опенке технического уровня вновь созданных рабочих органов. Для оценки эффективности машин, принадлежащих к одной типоразмерной группе, в диапазоне изменения главного параметра, можно использовать обобщенный показатель /10 /
 
где N - мощность двигателя; G - масса машины; П - производительность машины.
Из соотношения (1.2) могут быть выделены частные показатели более низкого уровня: удельная энергоемкость, материалоемкость, производительность. Поскольку при укладке смесей, увеличение степени уплотне­ния рабочим органом способствует повышению всех показателей материала, во многих работах критерием опенки работы уплотняю­щего рабочего органа предлагается использовать коэффициент уп­лотнения смеси:
где ρ - плотность асфальтобетона, уплотняемого рабочим ор­ганом машины;
ρСТ - плотность асфальтобетона при уплотнении стандарт­ным образом.
Коэффициент уплотнения, как показатель, не может быть ис­пользован для оценки эффективности без экспериментальных ис­следований сравнительных вариантов машин. Процессе уплотнения трамбованием и вибрированием сходны по физической сущности и различаются лишь величиной основных пара­метров / 8 /.По поводу того, какая из характеристик вибра­ции определяет эффективность у исследователей нет единого мне­ния / 26 /. В качестве меры эффективности предлагаются следую­щие показатели:
 
Af - (виброскорость);
Af 2 - (виброуекорение);
Af 3 - (резкость вибрации);
A2f 3 – (энергия вибрации);
A3f 3 - (интенсивность вибрации).
 
где A - амплитуда перемещения среды; f - частота вибрации. Наиболее часто используют в качестве меры эффективности интенсивности вибрации, считают, что при неизменном значении выбранного показателя достигаются одинаковые плотности, несмот­ря на различие величин частоты и амплитуды. Недостатком таких показателей является отсутствие учета технологических парамет­ров от геометрических параметров рабочего органа. В работе / 8 / предлагается использовать в качестве оценки эффективности работы уплотняющего рабочего органа удель­ный импульс и удельные затраты мощности:
 
 
 
 где m - масса уплотнителя, отнесенная к единице площади контакта. В работе / 7 / удельный импульс и удельные затраты рабо­ты предлагается определить следующими зависимостями:
 
 
 
где V - скорость рабочего органа в момент удара; q- давление плиты; g - ускорение свободного падения. Применение показателей такого типа для определения эффек­тивности машин с уплотняющим рабочим органом затруднено из-за отсутствия в них режимных и конструктивных параметров трамбую­щего бруса. Процесс уплотнения трамбующим брусом можно оценить сопос­тавляя степень уплотнения и затраченную ври этом работу уплотне­ния, которая определяется по зависимости /55/:
 
 
где V - скорость рабочего органа в момент удара; n - число ударов; h0 - толщина уплотняемого слоя. Недостатком предложенного метода оценки эффективности ра­боты уплотняющих рабочих органов по удельной работе и коэффици­енту уплотнения является то, что в нем не предлагается возможности определения расчетным путем. Это не позволяет, использо­вать метод оценки для сравнения различных вариантов на этапе предварительного исследования. Оценка различных способов уплотнения по предложенному методу показала, что при уплотнении вибрацией затраты удельной работы увеличиваются по сравнению с трамбовкой в 30 раз. Механическая прочность, как характеристика устойчивости ма­териала дорожного покрытия против действия внешних нагрузок, по­нятие чисто условное, т.к. она зависит от большого количества различных внешних факторов. Однако, в любом случае, способность асфальтобетона сопротивляться каким-либо внешним воздействиям зависит от структуры материала и физико-механических процессов, происходящих между компонентами асфальтобетона. На основе теории Мора предельные сопротивления одноосному сжатию и растяжению однозначно связаны с двумя основными физи­ческими характеристиками материала, а именно, с его внутренним сцеплением С и углом внутреннего трения φ.
 
Сопротивление сжатию определяется как  
 
 
а сопротивление растяжению
 
где С - коэффициент внутреннего сцепления; φ - угол внутреннего трения материала. В асфальтобетонных системах внутренние структурные связи об­разуются в результате объединения минерального материала с вяжу­щим и дальнейшего уплотнения и формирования полученной смеси в покрытии. В практических целях оценку прочности асфальтобетона в настоящее время производят не по величинам С и φ , а по вели­чине разрушающего напряжения при испытании на сжатие цилиндрического образца. Несмотря на то, что количественные соотношения между различными видами напряжений, возникающих при определении прочности на сжатие, установить не представляется возможным, это испытание дозволяет охарактеризовать, прочность внутренних струк­турных связей материала, обусловленных совокупным действием сил сцепления и внутреннего трения. Несмотря на наличие ряда работ в этой области, зависимость величин С и φ от различных факторов изучена недостаточно. Тем не менее, многие экспериментальные работы указывают на то, что увеличение прочности асфальтобетона в процессе уплотнения проис­ходит вследствие изменения внутреннего сцепления и угла трения при неизменных остальных параметрах асфальтобетона / 20, 25, 39/. Большой объем исследований по данному вопросу был проведен Н.Н.Масловым /54/.
 
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта