Электронное издание СДМ - Строительные Дорожные Машины и Техника

Кафедра ДСМ МАДИ, ПО Стройтехника


17.07.2008
Анализ исследований в области уплотнения дорожно-строительных материалов. Страница 11

 
3. Основные виды нарушения устойчивости дисперсных сред.
 
При воздействии на уплотняемый материал внешней нагрузкой, на­рушение устойчивости массива происходит путем образования облас­ти существенных смещений с появлением зоны его выпора, полным или частичным нарушением структуры материала, нередко последующими разрывами сплошности массива, образованием трещин, сплывов и т.д.
 
Потеря устойчивости материала может возникнуть при превышении вертикальной нагрузки выше предельной несущей способности ма­териала. В этом случае может наблюдаться как односторонний, так и двусторонний выпор (рис. 1.18). При действии горизонтальных нагрузок потери устойчивости возникают в результате сдвига мате­риала по плоскости тела, передающего внешнюю нагрузку (рис. 1.19а) или с захватом материала (рис. 1.19б). Для оценки устойчивости применяют две основные расчетные модели.
 
Первая модель рассматривает равновесие либо всей области вы­пора (рис.1.20а), либо ее отдельных отсеков (рис.1.20б). На всей поверхности выпора принимается одновременное состояние пре­дельного равновесия материала, т.е. по всей границе справедлив закон Кулона. Материал за пределами отсеков разрушения принимает­ся недеформируемым.
 

 


Зона разрушения в форма отрыва
 

Зона разрушения в форме сдвига
 
Рис. 1.36 Зоны разрушения в форме отрыва и сдвига
 
 
 
 

а)  б)
 
 
Рис. 1.37 Схемы возможного нарушения: устойчивости грунтового массива: а - односторонний выпор; б - двусторонний выпор.
 

 

а)  б)
   
Рис. 1.38 Схемы нарушения устойчивости при горизонталь­ной нагрузке: а) плоский сдвиг; б) глубинный сдвиг.
 
 
a)

б)   τпр

в)

 
Рис. 1.39Расчетные модели монолитной (а) и расчлененной на отсеки (б, в) призм выпора материала.
 
Вторая модель для оценки устойчивости основана на использовании решений теории предельного равновесия. В этой модели принима­ется, что одновременно во всех точках среды имеет место предель­ное напряженное состояние, т.е. везде справедлива зависимость Ку­лона и везде имеется система поверхностей скольжения (рис.1.20в).
Процесс нарушения устойчивости сред весьма сложен. Формиро­вание области пластических деформаций на поверхности сдвигов про­исходит постепенно и сопровождается существенными деформациями объема и формы материала. Во многих случаях часть материала в зо­не выпора остается несдеформированной и выделяется в виде дейст­вительных отсеков, а иногда формируется ярко выраженная поверх-кость скольжения, выше и ниже которой материал далек от предельного напряженного состояния и даже после выпора остается частич­но в ненарушенном состоянии.
 
Кафедра ДСМ МАДИ, ПО «Стройтехника». Copyright 2007 . Смотрите условия использования материалов сайта