Сердобов В.Б., Растегаев И.К., кафедра ДСМ МАДГТУ (МАДИ)
Среди различных землеройных машин гусеничные бульдозеры и рыхлители занимают одну из ведущих позиций по распространению и проведению подготовительных и основных земляных работ в строительстве. Данный тип машин применяется круглогодично, разрабатывая как талые, так и мёрзлые грунты. Существует несколько вариантов классификации бульдозеров и рыхлителей. В практике отечественного машиностроения классификация бульдозеров и установленных на них рыхлителей основана на тяговых классах базовых моделей тракторов. За главный классификационный показатель принимается номинальное тяговое усилие (класс), которое характеризует наибольшую эффективность бульдозерно-рыхлительного агрегата в наиболее распространенных условиях работы и на грунтах. В качестве усреднённого типового фона принят грунт в виде суглинка со средним коэффициентом сцепления 0,95 и средней влажностью не более 10%. Оптимальный показатель коэффициента сцепления по тяговому усилию на крюке трактора принимается равным 0,83, а уровень буксования - в пределах 12...20%. Рыхлители статического действия по номинальному тяговому усилию базовых тракторов разделяют на: сверхтяжелы - с тяговым усилием более 300 кН (мощность двигателя более 300 кВт), тяжелые с тяговым усилием 200…300 кН (мощность двигателя 200…300 кВт), средние с тяговым усилием до 200 кН (мощность двигателя до 200 кВт) и лёгкие [1 - 4]. Рыхлители легкого типа для разрушения мерзлых грунтов не используют. В вечномерзлых грунтах применяют только сверхтяжелые рыхлители [3, 4]. Ранее классификация рыхлителей определялась по стандартам: ГОСТ 7425 - 71 "Рыхлители гусеничные", ОСТ 22-1666 - 86 "Бульдозеры и рыхлители. Технические условия". Эти стандарты в последние 25 - 40 лет не изменялись и не пересматривались, сроки их действия истекли, а содержание устарело. По мнению Госстандарта РФ, эти ГОСТы могут нести исключительно рекомендательный характер. В перспективе, вероятно, их заменят техническими регламентами. Кроме того, совершенствование конструкции базовых тракторов и расширение поставок на российский рынок иностранных машин привело к тому, что эта классификация устарела. В настоящее время отечественной промышленностью серийно выпускаются рыхлители на гусеничных тягачах с номинальным тяговым усилием 90, 100, 110, 150, 200, 250, 350, 400 кН, а также мелкосерийно машины с тяговым усилием 500 и 800 кН. Отдельные иностранные производители серийно выпускают рыхлители на гусеничных тягачах с тяговым усилием в 1000 кН (Caterpillar D11R, Komatsu D375A-6, Komatsu D475, Dressta TD-40E). Поэтому автор предлагает усовершенствованную классификацию рыхлителей статического действия по номинальному тяговому усилию базовых тракторов: сверхтяжелые с тяговым усилием более 900 кН (мощность двигателя более 550 кВт), тяжелые с тяговым усилием 600…900 кН (мощность двигателя 400…550 кВт), средние с тяговым усилием 300…600 кН (мощность двигателя 150…400 кВт) и лёгкие до 300 кН. Рыхлители легкого типа для разрушения мерзлых грунтов использовать нельзя. Рыхлители среднего типа можно ограниченно использовать для разрушения сезонно-мерзлых грунтов V - VI категории трудности при глубине замёрзшего слоя до 0,3 - 0,5 м. Рыхлители тяжёлого типа автор рекомендует использовать для разрушения сезонно-мерзлых грунтов V - VII категории трудности при большей глубине замёрзшего слоя. В вечномерзлых грунтах можно применять только сверхтяжелые рыхлители.
|