Недостаток рассмотренных конструктивных решений заключается в том, что рабочий орган в каждом из них не имеет возможности переналадки для обработки материалов различного состава и в других условиях. На решение указанной проблемы направлен материал по а.с. № 1178825 [79], в котором дорожный каток, содержащий раму рис.1.12, приводной кривошипный вал I, связанный с секциями вальцов 2, с целью повышения эффективности уплотнения различных дорожно-строительных материалов, снабжен механизмом изменения амплитуды колебаний вальцов, выполненным в виде соединенной с приводом перемещения рамки 3 с шарнирами 4, и шатунов 5, пропущенных через полости последних и связанных с осями 6 соответствующих вальцов 7, и кривошипами. При вращении кривошипного вала секции вальцов многократно прокатывают и трамбуют материал, интенсивно уплотняя его. Амплитуда колебаний вальцов зависит от положения шарниров 4 : в нижнем положении их механизм работает в режиме преобладающего трамбования, в верхнем - в режиме преобладающей укатки. Регулируя положение шарнира можно настроить механизм в соответствии с требуемым качеством уплотнения. Недостатком устройства является отсутствие обратной связи между вальцами и материалом, которая позволила бы регулировать величину контактного давления на участке прокатки АВ, зависящее от механических характеристик материала. Указанный недостаток восполнен в заявке МАДИ № 4303723/33 [81], где в конструкции предусмотрен механизм задания величины контактного давления в соответствии с достигнутой плотностью уплотняемого материала.
Устройства, в основе которых лежит кривошипно-кулисный механизм, ввиду разбалансированности не могут иметь вальцы большого диаметра, что сказывается на глубине уплотняемого слоя. Эта проблема удачно решена в изобретении по а.с, № 894063 [80], рис.1.13 . Здесь механизм содержит установленный на валу ротор I с шарнирно смонтированными по его периметру рычагами 2, на концах которых закреплены уплотняющие катки 3. С целью повышения эффективности работы при уплотнении грунта в траншеях под трубопроводы ротор выполнен в виде двух концентричных элементов, наружный из которых имеет механизм поворота, а внутренний жестко закреплен на валу и шарнирно соединен со свободными концами рычагов. Это устройство можно успешно использовать и для целей дорожного строительства при уплотнении грунтов земляного полотна, для этого достаточно увеличить осевые размеры катков. Проведенный обзорный анализ патентно-технических решений в области интенсификации процесса уплотнения грунтов определил основные тенденции развития уплотняющей техники, которые обусловлены стремлением к повышению эффективности существующих конструктивных решений при минимально возможных стоимостных и энергетических затратах. Из рассмотренных механизмов наибольшее внимание заслуживают те, которые способны обеспечить максимальную адаптацию машины к физико-механическим свойствам материала и условиям его обработки, что должно повысить производительность работ по уплотнению и уменьшить вероятность появления таких дефектов, как сдвиг материала с образованием волны, разрыхление поверхностного слоя и т.д.
В этом отношении наибольший интерес представляет конструктивное решение дорожного катка ударно-укатывающего действия по а,с, № 1178825. Положительным моментом при работе данной машины является возможность установления любой траектории движения рабочего органа, что существенно влияет на производительность и качество уплотнения. Циклическая работа описанного механизма на участке уплотнения АВ рис.1.12 , имеющего определенную протяженность, производимая независимо от передвижения базовой машины, создает потенциальную возможность однопроходной обработки материала, ликвидируя, таким образом, потери времени на реверс и связанные с этим отрицательные последствия по качеству уплотнения. Особенность процесса уплотнения рассматриваемым катком состоит в том, что плотность материала в пределах участка уплотнения является величиной переменной и повышается от точки А к точке В в соответствии с усадкой, которая задается кинематикой кривошипно-кулисного механизма. Вместе с изменением плотности неизбежно происходит и изменение таких механических характеристик материала, как предел прочности и модуль деформации, влекущие за собой необходимость корректировки контактного давления вальца. Поэтому, в целях повышения эффективности уплотнения, каток ударно-укатывающего действия должен быть снабжен механизмом задания величины контактного давления. Имея такой механизм, возможно его использование в роторной конструкции по а.с. № 894063, главной особенностью которой является отсутствие неуравновешенных масс, что позволит повысить частоту воздействия в единицу времени.
Рабочие органы асфальтоукладчиков обеспечивают профилировку, уплотнение смеси и отделку поверхности. В качестве уплотняющего оборудования на современных асфальтоукладчиках применяют систему "брус - плита" / 34 /, Комбинации элементов трамбующий брус, качающийся брус, прессующие планки, статическая плита, виброплита в различных сочетаниях дают все многообразие известных в настоящее время систем рабочих органов. Наибольшее распространение современных асфальтоукладчиках получили рабочие органы с трамбующими брусьями и выглаживающей плитой.
|