Данные об уплотняющей способности трамбующих рабочих органов в научно-технической литературе разноречивы. В результате исследовании, проведенных в СОЮЗДОРНИИ , показано, что при уплотнении асфальтобетонной смеси типа А трамбующим брусом получен коэффициент уплотнения 0,93-0,96, а виброплитой 0,90-0,93. На основании проведенных экспериментов, был сделан вывод о том, что с помощью одной только виброилиты невозможно обеспечить необходимую степень уплотнения асфальтобетона, хотя удельная энергоемкость процесса увеличивается более, чем в три раза по сравнению с трамбованием /35/.
С другой стороны имеются данные о том, что эффективность уплотнения при больших скоростях движении трамбующим брусом ниже, чем виброплитой. Так, например, МасловА.Г. предлагает для уплотнения асфальтобетона использовать только виброплиту без трамбующих брусьев /52/.
Рабочие органы асфальтоукладчиков обеспечивают профилировку, уплотнение смеси и отделку поверхности. В качестве уплотняющего оборудования на современных асфальтоукладчиках применяют систему "брус - плита" / 34 /, Комбинации элементов трамбующий брус, качающийся брус, прессующие планки, статическая плита, виброплита в различных сочетаниях дают все многообразие известных в настоящее время систем рабочих органов. Наибольшее распространение современных асфальтоукладчиках получили рабочие органы с трамбующими брусьями и выглаживающей плитой.
Применение уплотняющего оборудования типа "брус - плита" по сравнению с другими видами оборудования объясняется рядом преимуществ: обеспечением заданной амплитуды колебаний бруса и высокой уплотняющей способностью при уплотнении асфальтобетонной cмеси; низкими затратами удельной работы уплотнения / 36 /; возможностью изменять амплитуду колебаний бруса и получение большой возмущающей силы уплотнения при небольшой массе бруса.
По характеру колебания различают системы с качающимися брусьями, которые колеблются в горизонтальной плоскости в направлении перпендикулярном направлению движения асфальтоукладчика, с одновременным перемещением и в вертикальном направлении, и с трамбующим брусом, который колеблется в вертикальной плоскости / 34 /. Последний получил наибольшее распространение.
Привод рабочих органов гидравлический, что позволяет бесступенчато регулировать режимы работы. Применение объёмного гид-ропривода на асфальтоукладчиках по сравнению с другими видами приводов объясняется рядом преимуществ: простотой индивидуального привода, большим диапазоном бесступенчатого регулирования скорости; простотой реверсирования движения; высоким коэффициентом полезного действия привода; низкими эксплуатационными затратами и др. / 11 /. Применение объёмного гидропривода позволяет упростить компоновку асфальтоукладчика и подобрать наилучший режим при изменении условий работы (вида укладываемого материала, толщины слоя и скорости движения асфальтоукладчика) / 36 /. Наибольшее распространение в приводе рабочего органа получили гидроприводы с дроссельным регулированием, имеющим сравнительно низкий КПД, что является основным недостатком такого привода.
Рассмотрим существующие на практике и в патентной информации конструктивные исполнения рабочих органов асфальтоукладчиков.
Уплотняющий рабочий орган асфальтоукладчика / 74 /, схема которого показана на рис. 1.6 , состоит из отражательного щита 1, установленного под углом к направлению движения, трамбующего бруса 2 и выглаживающей плиты 3. Трамбующий брус 2 совершает вертикальные колебания с ходом равным двум эксцентриситетам вала привода. Выглаживающая плита 3 может быть статического или вибрационного действия. Такой рабочий орган устанавливается на большинстве выпускаемых в РФ и за рубежом асфальтоукладчика. К достоинствам такого рабочего органа следует отнести: простоту конструкции и как следствие этого, более высокую надежность, малую массу, небольшие габаритные размеры. Недостатками такого типа конструктивного исполнения уплотняющего оборудования являются: небольшие скорости укладки смеси, недостаточная степень уплотнения, невысокая производительность.
|
|
Рис. 1.19 Схема уплотняющего рабочего органа предварительного уплотнения. |
Рис. 1.20 Схема уплотняющего рабочего органа повышенного предварительного уплотнения. |
На рис. 1.6 представлена схема рабочего органа повышенного предварительного уплотнения /4, 54/, который устанавливается на асфальтоукладчике Супер-1700 фирмы "Фёгеле" (ФРГ). Рабочие орган состоит из двух агрегатов для предварительного и дополнительного уплотнения. Агрегат предварительного уплотнения состоит из трамбовки 1 и виброплиты 2. Планка трамбовки движется вниз и вверх посредством эксцентрикового вала. Агрегат дополнительного уплотнения следует за агрегатом предварительного уплотнения и представляет собой расположенные друг за другом прессующие планки 3 и 4, и виброплиту 5. Прессующие планки 3 и 4 прижимаются поршнями цилиндров к покрытию. Давление прессования зависит от опорной поверхности планки и возмущающей силы, передающей на неё в виде импульсов давления. Давление изменяется в пределах 5... 15 МПа и регулируется дросселем, частота импульсов в пределах 35... 10 Гц и зависит от частоты вращения золотника. Таким образом, возмущающая сила зависит как от давления в гидросистемы, так и от ускорения, которое приобретают планки при движении вниз.
|